Эссе по истории

"Труд, терпение, добросовестность". Краткий исторический очерк.

История российской государственной статистической службы начинается 25 июня 1811 г. В этот день императорским манифестом Александра I было образовано Министерство полиции. В его составе сформировали самостоятельное структурное подразделение – статистическое отделение, ставшее первым официальным центром правительственной статистики России. Именно в честь этого события установлен профессиональный праздник – День работника статистики, который впервые отметили в 2015 г. 

Донесение  об открытии Орловского губернского статистического комитета было направлено из Орла в столицу 25 ноября (7 декабря по н. ст.) 1835 г. Тем самым положено начало многолетней, целенаправленной деятельности по подготовке статистических данных и показателей, не прерывавшейся даже в годы войн и революционных потрясений XX века. 

В процессе становления и развития российской статистической службы не раз происходило переосмысление места и роли статистики в общественной жизни, уточнялись цели и задачи статистической деятельности, вырабатывался и совершенствовался методологический инструментарий. Эти сложные процессы и определяли принципы, организационное устройство, особенности функционирования центральных и территориальных органов государственной статистики. Осмысление опыта работы статистических учреждений минувших эпох, богатейшего наследия, созданного трудами  отечественных статистиков, позволяет в полной мере оценить значимость достижений наших предшественников. 


Учетно-статистическая деятельность в XVI–XVIII вв.

Сбор разнообразных учетных сведений осуществлялся в России задолго до появления первых статистических учреждений. Количественные данные требовались при реализации функций государственного управления, для упорядочивания налогообложения, в ходе решения хозяйственных и военных задач. Отчетные сведения, сословные списки, сведения о податях и повинностях и другие учетно-статистические документы прошлого содержат ценную информацию, характеризующую размещение и численность населения, его хозяйственную деятельность. Для достоверного учета населения, природных, экономических ресурсов организовывались мероприятия по сбору количественных сведений на местах. В результате образовался комплекс письменных источников, характеризующих как государство в целом, так и отдельные административно-территориальные единицы.

Учетные документы XVI века содержат данные о крепости Орел, основанной в 1566 г. Иваном IV Грозным (1530–1584), о располагавшихся вокруг поселениях, впоследствии вошедших в состав Орловского уезда. Разнообразные сведения собирались в ходе подворных переписей населения, проводившихся в XVII столетии.

В эпоху Петра I (1672–1725), предпринимавшего усилия по совершенствованию государственного учета, были введены подушные переписи («ревизии»), сбор сведений о служилом населении, о заводах и фабриках, сельскохозяйственных ресурсах. В XVIII веке становлению статистики способствовала научно-просветительская, административная деятельность И. К. Кирилова (1689–1737), составившего первый российский статистическо-экономический обзор «Цветущее состояние Всероссийского государства», основоположника русской науки М. В. Ломоносова (1711–1765), историка, географа, экономиста и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686–1750).

В период правления Екатерины II (1729–1796) проводились масштабные учетные, картографические работы (генеральное межевание, топографические исследования и др.), в ходе которых собирались исторические, географические, административные и экономические характеристики территорий Российской Империи. Следует отметить, что формирование нового территориально-государственного устройства, разделившего Россию на губернии и уезды, сопровождалось и определялось сбором учетно-статистических данных. Ведь размеры и границы административно-территориальных единиц устанавливались исходя из численности податного населения. С учетом этих обследований и была образована Орловской губерния, на основе которой в XX веке возникла современная Орловская область.

28 февраля 1778 г. город Орел стал центром одноименной губернии, в сентябре этого же года образовано Орловское наместничество, а в 1796 г. вновь учреждена Орловская губерния. Административно-территориальное устройство губернии завершилось в основном в 1802 г. Вплоть до 1920 г. в ее состав входили 12 уездов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский и Трубчевский.

Начало организационно-структурного оформления государственной статистической службы (первая треть XIX в.)

Регулярное поступление статистических сведений из губернского центра в столицу началось в период правления Александра I (1777–1825). Именно в эти годы в России закладываются основы государственной статистики. В 1802 г. учреждаются центральные органы отраслевого управления – министерства, которые, осуществляя властные полномочия, обязывались собирать статистические сведения по роду своей деятельности. Министерство внутренних дел, ведающее деятельностью российских губернаторов, установило порядок и содержание отчетов, отражающих состояние подведомственных им губерний. Известно, что орловский губернатор П. И. Яковлев (1769–1828) обеспечил сбор и предоставление годовых статистических отчетов за 1804–1810 гг., а также сведений об орловских фабриках и заводах за 1811 г.

В 1811 г. в России появилась первая государственная самостоятельная статистическая организация  – Статистическое отделение Департамента исполнительной полиции Министерства полиции. Возглавлял его, вплоть до 1834 г. (с 1819 г. – в составе Министерства внутренних дел), российский статистик, историк, экономист Карл Федорович Герман (1767–1838), внесший значительный вклад в популяризацию статистических знаний в России. В «Статистическом журнале», издаваемом им в 1806–1808 гг.,  он настойчиво объяснял читателям важность и полезность статистики: «Часто один взгляд на карту, на план какого-нибудь города и статистические сведения о числе жителей, состоянии промышленности и проч. дают точное понятие о положении вещей, которое не иначе могли бы узнать, как чрез медлительные переписки».

Глава министерства А. Д. Балашов (1770–1837), предлагал различные меры по усовершенствованию его деятельности. В 1819 г., даже после назначения его генерал-губернатором Рязанской, Орловской, Тульской, Воронежской и Тамбовской губерний, он не оставил своим попечением статистическую часть и обеспечивал подачу статистических сведений в пределах управляемого им округа. 

Работа Статистического отделения, располагавшего тогда скромными возможностями, велась по многим направлениям, в частности, составлялись таблицы, характеризующие пространство, население, землевладение, промышленность и торговлю. Данные, полученные из российских губерний, легли в основу печатных трудов, в их числе: «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 г.», «Обозрение состояния городов в Российской империи в 1833 г.» и др. 

Многие документы, относящиеся к периоду становления российской государственной статистики, утрачены. Тем большую ценность представляют подлинные свидетельства первых шагов российской административной статистики. В Государственном архиве Орловской области имеются «Статистические сведения по городам Орлу и Мценску за 1828 год», собранные во времена правления губернатора П. А. Сонцова (1786–1850), бывшего начальником Орловской губернии с 1824 по 1830 г.

1829 г. Статистические сведения по г. Мценску

Реформа административной статистики 1834 г. Образование Орловского губернского статистического комитета

Важнейший этап развития российской государственной статистики связан с реформой административной статистики, предпринятой в середине 30-х годов XIX века. В соответствии с мнением Государственного Совета от 20 декабря 1834 г, утвержденным императором Николаем I (1796–1855), при Совете министерства внутренних дел на новых началах образовано Статистическое отделение и первые административно-территориальные статистические учреждения – губернские и областные статистические комитеты. Деятельность центрального и местных учреждений статистики определяли «Правила для Статистического отделения при Совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях». 

В соответствии с указанным документом, председателем губернского статистического комитета являлся начальник губернии (гражданский губернатор или генерал-губернатор). В состав комитета, для доставления «точных сведений о состоянии частей им вверенных», назначались непременные члены: губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, почетный попечитель гимназии, прокурор, инспектор врачебной управы, управляющий удельной конторой, губернский директор училищ, член духовной консистории (по избранию епархиального архиерея), городской голова. Комитет мог избирать членов-корреспондентов из числа жителей губернии, которые «своим посредничеством или собственными трудами, стараются способствовать комитету в собрании нужных ему сведений и составлении статистических описаний».

Статистическое отделение при Совете Министерства внутренних дел возглавил известный статистик, историк, географ Константин Иванович Арсеньев (1786–1865), деятельность которого на этом поприще оказалась столь плодотворной, что его с полным основанием называют «одним из отцов официальной статистики».

Донесение об открытии Орловского губернского статистического комитета направлено в Статистическое отделение 25 ноября (7 декабря по н. ст.) 1835 г. Первым председателем комитета стал гражданский губернатор А. В. Кочубей (1790–1878), управлявший Орловской губернией с 1830 по 1837 г. Членом-корреспондентом и делопроизводителем комитета утвержден выпускник нравственно-политического отделения Московского университета, учитель Орловской гимназии Петр Андреевич Азбукин (1806 – не ранее 1880).

В скором времени в «Общем наказе гражданским губернаторам», высочайше утвержденном в июне 1837 г., закрепился порядок представления губернской статистической отчетности. С этой целью была разработана Форма № 11 «Всеподданнейшего рапорта гражданского губернатора, с представлением статистических сведений о губернии». Губернатор обязывался обеспечить поступление сведений о количестве городов и сел, числе жителей, войск, количестве земли, церквях и казенных зданиях, об учебных заведениях, о богоугодных и благотворительных заведениях, народной промышленности, путях сообщения, справочных ценах на провиант и фураж, казенных доходах по губернии, недоимках, о числе нерешенных дел и арестантах. Собирать и приводить «в надлежащий порядок и ясность» означенные сведения предписывалось губернским статистическим комитетам. 

С 1837 г. сбор административных данных на местах обеспечивали чиновники уездной полиции: становые приставы доставляли их городничим или земским исправникам, последние, в свою очередь, направляли их в Губернское правление. 

Для «распространения в губернии вернейших о состоянии ее сведений» статистические данные подлежали публикации в местной печати. 7 января 1838 г. вышел в свет первый номер официального губернского периодического издания – «Орловские губернские ведомости». На протяжении десяти лет обязанности редактора исполнял П. А. Азбукин. Именно он обеспечивал публикацию данных местной административной статистики в постоянном разделе газеты «Историко-статистические сведения об Орловской губернии», благодаря чему они становились достоянием читающей публики.

 Первый губернский статистик считал создание статистических комитетов «истинно прекрасным и полезным начинанием», ибо статистика, по его словам, является «делом великой важности». Азбукин настаивал, что для изложения предметов в «статистическом отношении» «требуется верность и добросовестность в указаниях». В газетных публикациях 30-х годов XIX века имеются его размышления о значении статистики, о принципах организации статистической работы. В наши дни его мысли не потеряли остроту и актуальность, воспринимаются как наказ будущим поколениям статистиков.

«В статистические описания, – писал Азбукин в 1838 г., – ничего не должно вносить такого, что основано на одних догадках, а еще более не позволять писать что-либо наобум, что, к сожалению, встречаем нередко в статистических таблицах и сведениях. В этих сведениях, со стороны тех, кому принадлежат описываемые предметы, мы часто встречаем желание или не сказать правды о действительном их состоянии или преувеличение их положения, по каким-то ложным расчетам и видам ; со стороны описывателей встречаем или слепую доверенность к показаниям других или леность, вследствие которой предметы описываются наобум. И то и другое равно непростительно.

 Не желание стеснять, не стремление обременять жителей излишними и напрасными налогами, но приобретение способов действовать с большею удобностию в исполнении высочайших повелений, избирать вернейшие и легчайшие пути для достижения благотворных великих намерений Его Величества – вот цели, для которых собираются статистические сведения.

Итак, труд, терпение, добросовестность, да будут девизом для каждого делателя на этом прекрасном поприще. Все противное этому мы почитаем преступным, почитаем за посягательство на благосостояние народное. Скрывать или представлять Правительству в виде извращенном предметы, о которых оно желало бы иметь положительные сведения, говоря о них наобум, кто бы это ни сделал, описыватель или тот, кому принадлежит предмет, есть в глазах наших дело противусовестное».

1835 г. Запись об открытии Орловского губернского статистического комитета

1838 г. Азбукин П. А. Историко-статистическое описание городов Орловской губернии

1839 г. Статистическая таблица, размещенная в Орловских губернских ведомостях

Правительственная статистика во второй половине XIX – начале XX в. 

Развитию российской государственной статистики в немалой степени способствовали Великие реформы, осуществлявшиеся во время правления императора Александра II (1818–1881): отмена крепостного права (1861 г.), земская и судебная реформы (1864 г.), реформа городского самоуправления (1870 г.) и военная реформа (1874 г.). Для подготовки и проведения этих масштабных преобразований требовалось надежное статистическое обоснование, так что усиление административной статистики становилось насущной потребностью.

В 1850-х годах правительственная статистика России прошла через очередную реорганизацию. 22 декабря 1852 г. взамен созданного в 1847 г. Временного люстрационного комитета по делам западных губерний и Статистического отделения Совета МВД был образован Статистический комитет, подчинявшийся непосредственно министру внутренних дел. После отставки К. И. Арсеньева комитетом руководили, вплоть до 1863 г, чиновники, занимавшие должность товарища министра: М. И. Лекс (1793–1856), А. И. Лёвшин (1798–1879), Н. А. Милютин (1818–1872) , А. Г. Тройницкий (1807–1871). 

В этот период Статистический комитет вел активную переписку с губернаторами для выяснения состояния губернских статистических комитетов с целью наилучшего их устройства. В 1853 г. орловский губернатор Н.И. Крузенштерн (1802–1881) отправил в Санкт-Петербург отчет о деятельности местного статистического комитета, содержащий рекомендации для «вернейшего успеха» его работы. По мнению губернатора, в комитет требовался «письмоводитель с жалованьем и ассигнованием суммы на канцелярские материалы». Это было весьма своевременное предложение, ведь тогда источники и размеры финансирования статистических комитетов не были определены. Возможно, именно благодаря подобным отзывам, в российские губернии вскоре поступило разрешение отчислять на нужды статистики денежные средства из сумм губернских типографий или же изыскивать для организации статистических работ дополнительные источники финансирования. 

4 марта 1858 г. Статистический комитет преобразовали в Центральный статистический комитет (ЦСК) при Министерстве внутренних дел. Вначале он состоял из двух отделов – Статистического и Земского (с июля 1861 г. выделен в отдельное учреждение). Статистический отдел по настоянию А. Г. Тройницкого получил права самостоятельного департамента министерства. 30 апреля 1863 г. Статистический отдел МВД преобразован в Центральный статистический комитет (ЦСК). Главой ЦСК стал Петр Петрович Семенов (с 1906 г. – Семенов-Тян-Шанский). Одновременно был образован Статистический совет, призванный объединять усилия различных государственных учреждений в деле совершенствования российской статистики. С 1864 по 1867 г. его возглавлял А. Г. Тройницкий, с 1867 по 1874 г. – князь А. Б. Лобанов-Ростовский (1824–1896), незадолго до этого бывший орловским губернатором. 

Реформирование затронуло и губернские статистические учреждения, которые в большинстве своем, по общему мнению, были слабы и не справлялись с возложенными на них задачами. Законодательной базой преобразований стало «Положение о губернских и областных статистических комитетах», высочайше утвержденное 26 декабря 1860 г. Положение определяло назначение и обязанности губернской статистики, призванной обеспечивать предоставление «верных статистических данных, постоянно обновляемых и разрабатываемых в определенной системе». В этом документе прослеживается преемственность по отношению к установлениям, регулировавшим деятельность губернских статистических комитетов ранее, но есть и новые положения, давшие импульс к развитию административно-территориальной статистики.

Губернский статистический комитет выполнял следующие виды работ: 1) обязательные постоянные работы, заключавшиеся в подготовке сведений по утвержденным правительством формам; 2) отдельные поручения Центрального статистического комитета; 4) работы по указанию губернатора; 3) необязательные работы. Председателем комитета по-прежнему оставался губернатор, вместе с тем, для производства дел назначался секретарь. Кроме того, вводилась должность помощника председателя. В состав комитета помимо непременных членов (губернский предводитель дворянства, вице-губернатор и руководители губернских ведомств) могли быть избраны действительные и почетные члены. Были предприняты меры для укрепления финансового положения местных статистических учреждений. Главное нововведение в этой части – назначение штатной суммы для содержания комитета, с конкретным определением источников финансирования (земские сборы и доходы губернской типографии). Из этой суммы (от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. в год) выплачивалось жалованье секретарю, покрывались канцелярские и прочие расходы. Благодаря этим преобразованиям статистические комитеты становились более значимыми, авторитетными и самостоятельными губернскими учреждениями. 

Первое заседание Орловского губернского статистического комитета, преобразованного на новых началах, состоялось 18 (30 по нов. ст.) октября 1862 г. под председательством губернатора Н. В. Левашова (1828–1888). Секретарем комитета был назначен Александр Степанович Тарачков (1819–1870) – уроженец Могилевской губернии, выпускник физико-математического факультета Московского университета. С 1843 г. Тарачков жил в Орле, работая наставником-наблюдателем, учителем естественной истории и библиотекарем Орловского Бахтина кадетского корпуса, редактором «Неофициальной части Орловских губернских ведомостей». Обеспечивая работу комитета, он уделял пристальное внимание совершенствованию сбора первичных статистических данных, развитию разносторонних исследований родного края, популяризации статистических знаний. Незадолго до смерти А. С. Тарачков принял участие в Первом съезде статистиков России, созванном по инициативе директора Центрального статистического комитета П. П. Семенова в мае 1870 г. в Санкт-Петербурге.

С 1864 г. Орловский губернский статистический комитет издавал губернские справочные издания – Памятные книжки и Адрес-календари Орловской губернии, содержащие значительное число статистических публикаций. Наиболее полно издания Орловской губернского статистического комитета сохранились в книжных собраниях Российской государственной библиотеки (Москва), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Орловской областной публичной библиотеки им. Бунина и в фондах Государственного архива Орловской области. Электронные версии «Памятных книжек» и «Адрес-календарей», изданных в Орле с 1859 по 1917 г. имеются в открытом доступе на официальных сайтах Российской национальной библиотеки и в Национальной электронной библиотеке.

С 1880 г. в печатном виде выпускались статистические приложения к Всеподданнейшим отчетам губернатора – «Обзоры Орловской губернии». Орловский губернский статистический комитет оказывал содействие научным исследованиям, музейной и выставочной деятельности, значителен вклад отдельных его членов в развитие естественнонаучных и историко-архивных исследований. В разное время в нем состояли видные российские государственные и общественные деятели, ученые и литераторы, в их числе:

Апухтин А. Н. (1840–1893) – поэт;

Гейден П. А. (1840–1907) – политик, земский деятель, депутат I Государственной Думы, президент Вольного экономического общества (с 1895 по 1905 г.);

Горожанский Я.И. (1858–1913) – литературовед, богослов;

Жедринский А. Н. – предводитель дворянства Кромского уезда, впоследствии губернатор Курской губернии;

Киреевский Н. В. (1797–1870) – автор известной в XIX в. книги об охоте;

Лонгинов М. Н. (1823–1875) – губернатор Орловской губернии в 1867–1871 гг., с 1871 по 1875 г. возглавлял Главное управление по делам печати МВД, библиограф, историк литературы, мемуарист;

Нарышкин А. А. (1839–1916) – губернатор Подольской губернии, товарищ министра земледелия и государственных имуществ, член Государственного совета;

Павлов И. В. (1834–1904 ) – литератор;

Радулович В. И. (1834–1906) – деятель здравоохранения;

Ратынский Н. А. (1821–1887 ) – литератор, историк, библиограф;

Ридингер Н. А. (1825–1894) – автор сочинения «Материалы для истории и статистики г. Ельца», организатор статистической переписи в г. Ельце.

 В комитет избирались видные православные иерархи:

Палладий (П. Е. Пьянков) (1816–1882) – ректор Орловской духовной семинарии в 1864–1869 гг., церковный писатель, богослов, историк, занимавший впоследствии три епископские кафедры;

Макарий (Н. К. Миролюбов) (1817–1894) – епископ Орловский и Севский в 1867–1876 гг., церковный писатель и историк, почетный член Императорского православного палестинского общества.

В 1866 г. Орловский губернский статистический комитет работал под председательством губернатора А. Б. Лобанова-Ростовского (1824–1896), назначенного в 1867 г. председателем Статистического совета при Министерстве внутренних дел (занимал эту должность до 1874 г. ).

В 1874–1890 гг. секретарем комитета был выпускник Казанского университета А. Г. Пупарев (1823–1894) – автор многочисленных статистических, археографических, археологических, библиографических публикаций.

Самым масштабным и значимым сплошным обследованием, реализованным в дореволюционное время, признана Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. В Орловской губернии перепись успешно прошла под руководством губернатора А. Н. Трубникова (1856–1922 ).

Развитие правительственной статистики в привычных административно-канцелярских рамках было нарушено Первой мировой войной (1914–1918). В этот период целесообразность проведения статистических обследований определялась военными нуждами: собирались данные о населении, подлежащем мобилизации, о промышленных и сельскохозяйственных ресурсах. С этой целью проводились сплошные переписи скота, посевных площадей и сельскохозяйственных запасов. Для организации данных обследований использовались все имеющиеся административные возможности.

1853 г. Донесение губернатора Н. И. Крузенштерна в Центральный статистический комитет

1862 г. Положение о статистических комитетах, опубликованное в Орловских губернских ведомостях

Земская статистика в Орловской губернии

После принятия в 1864 г. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» в России сформировались земские выборные органы местного самоуправления. Именно с их деятельностью тесным образом связаны первые шаги земской статистики. Поначалу земские статистические обследования предназначались для учета и определения ценности и доходности земель, недвижимого имущества, подлежащих земскому обложению. Постепенно, по мере накопления опыта и фактического материала, земские статистики перешли к углубленным исследованиям экономики и населения пореформенной России. 

Оценочные работы проводились в Орловской губернии с 1876 г. Статистический отдел при губернской земской управе был создан в 1884 г. В следующем году земское собрание, по инициативе князя А. Б. Сонцова-Засекина, приняло решение увеличить денежное содержание и штат служащих, а также выработать более прочные методологические основания для оценочно-статистических работ.

Первоначально статистические обследования Орловской губернии велись в соответствии с программными положениями московского земства. С этой целью в Орел был приглашен видный статистик В. И. Орлов (1848–1885), возглавлявший тогда статистическое отделение Московской губернской земской управы. С 1886 г. земские статистики Орловской губернии изучили и использовали передовые методики, разработанные А.П. Шликевичем (1849–1909), К. А. Вернером (1850–1902), С. А. Харизоменовым (1854–1917). Историк земской статистики В. Ф. Караваев отмечал, что «орловские статистики не явились их слепыми подражателями, но в группировку данных и построение таблиц внесли в своих сборниках много новых для того времени особенностей».

Стремление орловских земцев развиваться и повышать качество статистических работ поддержали более опытные и искушенные коллеги: в марте 1889 г. «для направления орловских статистических исследований» по инициативе статистического отделения Московского юридического общества созвали частный съезд земских статистиков, в ходе которого выработали программу для территориальных оценочно-статистических работ. В съезде приняли участие выдающиеся ученые и общественные деятели России: А. И. Чупров (1842–1908), А. Ф. Фортунатов (1856–1925), С. А. Муромцев (1850–1910), Н. А. Каблуков (1849–1919).

Благие намерения земских деятелей не находили понимания и одобрения у представителей местного административно-полицейского аппарата. Не все было гладко и в организации работ, которые проходили с большими дефектами и значительным перерасходом», что объяснялось постоянною сменою программ и планов исследований, а также неустойчивостью взглядов земства на их задачи. На все оценочно-статистические работы, проводившиеся с 1885 по 1910 г. в Орловской губернии, было затрачено свыше 600 тыс. рублей. Подобные обследования проводились в 34-х губерниях России, причем лишь в Херсонской, Новгородской, Московской и Ярославской губерниях общие расходы превысили указанную сумму. Однако орловскому земству в деле оценки недвижимых имуществ удалось продвинуться дальше, чем большинству земских учреждений Российской империи.

Ведение текущей статистики организовали в Орловской губернии в 1885 г. Вначале было образовано самостоятельное отделение, затем, с 1893 г., его объединили с оценочно-статистическим. Но и после реорганизации задачи его не изменились – земские статистики по-прежнему обеспечивали подготовку и публикацию ежегодных «Сельскохозяйственных обзоров». Данные для них собирались корреспондентским способом. С 1896 г. ввели подворную регистрацию урожая через сельских старост, которые должны были опросить в селениях каждого десятого домохозяина по однообразной краткой программе. На основе собранных сведений составлялись соответствующие поволостные сводки.

С 1903 г. при страховом отделе Губернской земской управы образовали статистический стол, который обеспечивал разработку данных обязательного и добровольного страхования, а также регистрацию всех текущих страхований и пожарных случаев.

Наиболее значимые статистические обследования, организованные во время Первой мировой войны, в том числе Всероссийские сельскохозяйственные переписи 1916 и 1917 гг., проводились при активном участием земских статистиков. 

Оценочно-статистическим отделением Орловской губернской земской управы подготовлено и издано значительное количество сборников, докладов, статистических обзоров и монографий, раскрывающих особенности аграрного сектора, промышленности, образования Орловской губернии в конце XIX – нач. XX в.

Становление советской статистической службы (1918–1930 гг.)

В 1914 г. Россия вступила в сложный период войн и революций. Непростой была судьба страны, удел каждого отдельного человека. Октябрьская революция 1917 г., провозгласившая задачи радикального переустройства экономики и общества, упразднила правительственные учреждения, созданные в период царизма, а также структуры, образованные Временным правительством. Эта участь не миновала и статистические учреждения. Нельзя сказать, что большевики начали работу по организации советской статистики с чистого листа. Напротив, в полной мере был использован богатейший опыт земских статистиков, они и образовали кадровое ядро первых статистических органов советской России. 

Для внутренней политики советской власти, при всей её непоследовательности и колебаниях, были характерны методы прямого, административного управления, стремление «исключить» или по возможности ограничить рыночные механизмы в экономике. Советское правительство стремилось к тотальному контролю над социальными и экономическими процессами, статистика же понималась как инструмент, обеспечивающий необходимыми сведениями текущие потребности государственного управления и планирования. Даже в условиях разгоравшейся Гражданской войны новая власть сочла необходимым сформировать сеть государственных статистических учреждений, задача которых состояла в том, чтобы собирать и представлять данные для «научно обоснованного» регулирования всех сфер общественной жизни. 

25 июля 1918 г. глава советского правительства В. И. Ленин (1870–1924) подписал «Положение о государственной статистике», учредившее новый центральный статистический орган страны – Центральное статистическое управление РСФСР (ЦСУ РСФСР). В документе декларировались задачи и общие принципы советской статистики. В этот же день в г. Орле начал работу Губернский статистический съезд, на котором обсуждались вопросы выполнения текущих статистических обследований: промышленной, профессиональной, хлебоучетной и краткой губернской переписей. 

15 сентября 1918 г. опубликовано «Положение об организации местных статистических учреждений», в соответствии с которым ведение статистики возлагалось на губернские статистические бюро, уездные статистические отделы и волостных статистиков. 1 октября 1918 г. при Орловском губернском исполкоме Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было образовано Орловское губернское статистическое бюро.

В 1918–1919 гг. обязанности заведующего исполнял бывший земский статистик П. М. Ярославцев, в 1920 г. заведующим назначен М. В. Беляев, с 1924 г. – П. А. Чернышев, с 1926 по 1928 г. – Г. И. Жарков. 

Становление советской статистики происходило в крайне нестабильной социально-политической обстановке. Тем не менее, под руководством ЦСУ организовывались многочисленные переписи, опросы, специальные обследования и текущие наблюдения. Губернские статистики обеспечивали сбор сведений о хозяйственной, общественной, культурной жизни, в том числе о промышленности, деятельности кооперативов, строительстве, состоянии образовательных учреждений. 

В первые годы советской власти изменился административно-территориальный состав Орловской губернии: в апреле 1920 г. Севский, Трубчевский, Карачевский и Брянский уезды отошли во вновь образованную Брянскую губернию.

В 1920 г. в Орловской губернии, еще не оправившейся от тягот и лишений Гражданской войны, в обстановке «военного коммунизма», насаждавшегося новой властью, удалось провести первую советскую перепись населения (она носила комплексный характер и называлась «демографическо-профессиональной и сельскохозяйственной переписью с кратким учетом промышленных предприятий»). Наблюдения проходили, по словам работников Орловского губстатбюро, «в исключительно тяжелых и совершенно небывалых в прежней статистической практике условиях». В 1921 г. были подготовлены и изданы четыре сборника с итогами Всероссийских переписей 1920 г. по Орловской губернии.

В 1924 г. в Орле выпускались «Статистические сборники Орловской губернии», представлявшие в сводном и систематизированном виде результаты работы Орловского губстатбюро. В числе авторов публикаций и организаторов обследований: П. М. Беляев, П. А. Чернышев, С. Н. Алексеев, Н.Н. Архипов, С. Н. Болотский, Т. Н. Болотский, Т. И. Величковский, Н. П. Коблов, К. И. Соколовский, А. К. Свободин, И. М. Хейстер, А. И. Шевелев, П. М. Ярославцев и др.

Для обеспечения статистического наблюдения на местах создавалась губернская сеть добровольных корреспондентов и волостных статистиков. С 1923 г. для них разрабатывались и издавались ежегодные универсальные справочники (на 1924, 1925, 1926, 1927–1928 гг.), содержащие методические рекомендации и разнообразную справочную информацию. С января 1925 г. по март 1926 г. выходил «Бюллетень Орловского губернского статистического бюро».

 
В мае 1927 г. Орловское губстатбюро было переименовано в Статистический отдел Орловского губернского исполкома рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 

28 ноября 1927 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о местных органах государственной статистики РСФСР», определившее обширные задачи территориальных статистических учреждений, обязанных сочетать в своей деятельности выполнение заданий ЦСУ и запросов местных учреждений.

Орловский губернский статистический отдел организовывал проведение следующих масштабных сплошных обследований: переоценка основных фондов 1925 г., Всероссийская перепись населения 1926 г., Всесоюзная школьная перепись 1927 г. и др. В дополнение к сплошным наблюдениям предпринимались дополнительные обследования, например, анкетное обследование условий жизни работников просвещения, охватившее около 5% школьных работников в сельской местности и 10% в городах. 

Выборочные наблюдения (гнездовые сельскохозяйственные переписи, ежегодные весенние обследования, бюджетные обследования крестьянских хозяйств) обеспечивали глубокое изучение экономического состояния крестьянского хозяйства губернии. По материалам этих обследований в 1927–1928 гг. подготовлены следующие издания: «Рыночный оборот в крестьянских хозяйствах Орловской губернии за 1925–1926 гг.», «Крестьянские бюджеты Орловской губернии. 1925–1926 гг.», «Материалы по экономике орловской деревни 1926–1927 гг.». В 1927–1928 гг. вышли в свет четыре «Статистических сборника Орловской губернии за 1924–1926 гг.», структурно и содержательно продолжившие издания, опубликованные в 1924 г. В 1927 г. изданы «Списки населенных мест Орловской губернии в 7-ми выпусках».

В 1928 г. Орловскую губернию разделили на Орловский и Елецкий округа, вошедшие в состав Центрально-Черноземной области (ЦЧО) с центром в Воронеже. В августе 1928 г. был создан Орловский окружной статистический отдел в составе Исполкома Орловского окружного Совета депутатов ЦЧО. Ядро руководства Окрстатотдела образовали бывшие сотрудники Губстатотдела, а именно: А.Ф. Филиппов (зав. секцией сельскохозяйственной статистики), С.Н. Алексеев (зав. секцией статистики обмена), П.М. Ярославцев (зав. секцией промышленной статистики), Т.И. Величковский (зав. секцией статистики труда), Н.П. Гуреев (зав. секцией социальной статистики), В. А. Никольский (руководитель работ подотделом переписи). 

В конце 1920-х годов усилилось государственное регулирование экономики: проводилась коллективизация сельского хозяйства и индустриализация промышленности, сопровождавшиеся уничтожением сохранившихся со времен НЭПа элементов частного предпринимательства. В 1928 г. в СССР был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. В эти годы сложилась система народнохозяйственного учета, для которой основным источником статистических сведений становилась отчетность предприятий, хозяйств, учреждений.


В этих условиях обеспечение сбора и обработки статистических показателей имело важнейшее значение для политического, хозяйственного руководства, ведь плановой экономике требовались оперативные статистические сведения. Кроме того, цифровые данные включались в систему политической пропаганды и агитации и использовались для наглядного подтверждения результативности экономической и социальной политики.

Деятельность органов государственной статистики в годы плановой экономики

(1930-е – начало 1990-х гг.) 

В 30-е годы XX века работа центральных и в особенности местных органов статистики осложнялась множеством административно-территориальных преобразований и связанных с ними реорганизаций, в полной мере затронувших и Орловский край.

В 1930 г. отменили окружное деление, после чего до 1934 г. г. Орел и ряд районов, входящих в современную Орловскую область, находились в составе ЦЧО, затем были переданы в Курскую область. 27 сентября 1937 г. из 59 районов, входивших ранее в состав Курской, Западной и Воронежской областей, сформировали Орловскую область в новых границах. 

В этот период самостоятельные статистические учреждения страны на некоторое время упразднили, при этом часть их функций была передана плановым органам (на уровне районов и городов – соответствующим плановым комиссиям). Вплоть до 1948 г. работы по сбору и обработке статистических данных осуществлялись в системе союзных, республиканских и областных органов Госплана. С 1931 г. руководство ими поручается Центральному управлению народнохозяйственного учета при Госплане СССР (ЦУНХУ). Работу на местах обеспечивала сеть районных и городских инспектур народнохозяйственного учета (РИНХУ и ГИНХУ). 

В октябре 1937 г. было образовано Управление народнохозяйственного учета уполномоченного Госплана при СНК СССР по Орловской области. В состав ОблУНХУ входили следующие подразделения: общий сектор; сектор по учету промышленности; сектор здравоохранения и культуры; сектор по учету сельского хозяйства; сектор по учету капитального строительства; сектор труда и населения; сектор определения урожайности; сектор транспорта и связи. В 1938 г. было создано бюро переписи населения (для проведения Всесоюзной переписи населения 1939 г., взамен переписи 1937 г., результаты которой были признаны недействительными, а материалы – дефектными). В ведении ОблУНХУ находились городские и районные инспектуры народнохозяйственного учета.

В начале 1941 г. ЦУНХУ было преобразовано в Центральное статистическое управление Госплана СССР, Орловское ОблУНХУ, как и все территориальные статистические органы было переименовано в Статистическое управление ЦСУ Госплана СССР.

Характеризуя этот период развития советской статистики, В.Н. Старовский (1905–1975), руководивший ЦСУ с 1940 по 1975 г., отмечал: «Работники ЦСУ и местных статистических органов, принимая непосредственное участие в основной работе Госплана, смогли лучше уяснить себе характер требований, предъявляемых к статистике в условиях планового хозяйства. Вместе с тем эта реорганизация имела отрицательные последствия, которые чем дальше, тем больше давали о себе знать. Данные ЦСУ, находившегося в составе Госплана СССР, не во всех необходимых случаях позволяли критически оценивать плановые проектировки и ход выполнения народнохозяйственного плана. Текущее обслуживание плановых органов улучшилось, но статистические органы стали уделять мало внимания глубоким обследованиям и анализу материалов, нередко вовсе переставали проводить переписи и выборочные обследования по крупным вопросам экономики». 

В период Великой Отечественной войны, по его мнению, эти недостатки были менее заметны. Все внимание в те годы сосредоточилось на решении неотложных задач, диктовавшихся условиями военного времени.


Начиная с первых дней войны многие руководители и сотрудники Статуправления Орловской области, городских и районных инспектур ЦСУ были мобилизованы в ряды РККА. В период оккупации значительной части территории Орловской области Статуправление работало в г. Ельце, где занималось сбором, доставкой и разработкой срочных переписей материальных ресурсов, данных о численности населения, трудовых ресурсах по районам области, не занятых врагом или освобожденных от немецко-фашистских захватчиков. Осенью 1943 г. Статистическое управление области возобновило работу в освобожденном Орле, обеспечивая организацию поставленных задач, важнейшие из которых: учет численности населения, производственного оборудования, жилого фонда, культурных ценностей, определение размеров нанесенного врагом ущерба.

В архиве Орелстата сохранился уникальный документ – «Статистический справочник по Орловской области в старых границах». Составление справочника началось в предвоенные годы, перерасчет ряда показателей осуществлен в новых границах Орловской области в 1944–45 гг. Сборник содержит статистические данные о промышленности и сельском хозяйстве, транспорте и связи, городском хозяйстве, капитальным вложениям, товарообороте и культурном строительстве.

Во время войны и в послевоенные годы административно-территориальные границы Орловской области менялись: в 1944 г. 33 района передали в состав Брянской и Калужской областей, в 1954 г. 9 районов вошли в состав вновь образованной Липецкой области. 

С 1947 г. Статистическое управление Орловской области возглавлял А. П. Лебедев (1906–1958). После того, как в августе 1948 г. ЦСУ вышло из системы Госплана и стало самостоятельным органом при Совете Министров СССР, все территориальные статуправления перешли в подчинение республиканским органам статистики. В 1948 г. в Орловской области образовали самостоятельное учреждение – Статистическое управление Орловской области ЦСУ при Совете Министров РСФСР. В системе местных органов госстатистики работали Инспектуры ЦСУ в городах и районах, участковые инспектора, а также статистики по обследованию бюджетов рабочих, служащих и колхозников. 

Работать приходилось в сложных условиях. В штатах управления ощущалась нехватка сотрудников, имеющих достаточную подготовку, далеко не у всех имелось высшее образование. Для повышения квалификации работников статистики организовывались специальные курсы. С восстановлением и развитием системы учебных заведений с вечерней и заочной формами обучения появилась возможность повышения профессионального уровня без отрыва от трудовой деятельности, чем воспользовались многие руководители и сотрудники управления.

В период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства в области увеличивалось количество предприятий, возрастали объемы выпускаемой продукции, развивались новые отрасли и направления промышленности, преодолевалась отсталость сельского хозяйства. Возросли и объемы статистических работ: налаживалась ежемесячная, ежеквартальная, годовая отчетность промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры. 

В соответствии с «Положением о Центральном статистическом управлении при Совете Министров РСФСР (ЦСУ РСФСР) и об органах государственной статистики в автономных республиках, краях, областях, городах, национальных округах и районах РСФСР», утвержденным в апреле 1960 г., местные органы статистики обязывались обеспечивать ведение статистического учета выполнения государственных народнохозяйственных планов, разработку и анализ статистических данных, проверку постановки учета и отчетности на предприятиях и учреждениях. Помимо выполнения централизованного плана статистических работ и заданий ЦСУ они должны были предоставлять информацию по актуальным вопросам экономической и культурной жизни для органов власти и управления, проводить работу по систематизации статистических данных, характеризующих развитие хозяйства и культуры областей, районов, городов за длительный период.

Структура Статистического управления Орловской области состояла и изменялась по типу республиканского ЦСУ, имея в своем составе секторы и ячейки, соответствующие его управлениям и отделам. Изменения были связаны с необходимостью обеспечивать организацию статистических наблюдений в меняющихся экономических условиях, при реорганизациях системы управления, а также с развитием и совершенствованием системы показателей, характеризующих экономические и социальные процессы.

В середине 1950-х годов в стране попытались осуществить переход от отраслевого к территориальному принципу управления: в 1957 г., после ликвидации отраслевых министерств, задачи управления экономикой были возложены на территориальные Совнархозы. В этом же году статистическая отчетность предприятий промышленности, строительства, а с 1958 г. и сельского хозяйства, стала направляться напрямую в органы ЦСУ. Для её сбора и разработки создана Центральная машиносчетная станция (ЦМСС) и сеть машиносчетных станций в республиках, краях и областях (МСС). 

Машиносчетная станция Статистического управления Орловской области была образована в мае 1957 г. После того как восстановили отраслевую систему управления, принцип централизации статистики сохранился – основная статотчетность поступала в отраслевые министерства через органы ЦСУ, опирающиеся на машиносчетные станции. 

Помимо работы с периодической и годовой отчетностью организаций и учреждений области по формам и в сроки, установленные ЦСУ РСФСР, Статистическое управление Орловской области выполняло единовременные крупные статистические работы и переписи, в их числе: переписи оборудования и машин, неустановленного оборудования, жилищного фонда, школьных зданий, торговых организаций, ежегодные переписи скота и др. С 1960 г. проводились Генеральные инвентаризации основных фондов, позволявшие выявить их реальную стоимость, охарактеризовать структуру, определить степень изношенности и создать базу для разработки норм амортизационных отчислений. 

В 1959 г., впервые после двадцатилетнего перерыва, провели Всесоюзную перепись населения. Впоследствии Всесоюзные переписи населения проходили в 1970, 1979, 1989 гг., что способствовало развитию статистики населения, повышению качества социально-демографических исследований. При этом, вплоть до конца 1980-х годов, детальные данные по статистике населения и здравоохранения не предназначались для открытой публикации. 

В 1960–70-е годы совершенствовалась организационно-методическая работа, увеличивалось количество обследований социальной сферы, проводились и разрабатывались регулярные выборочные обследования семейных бюджетов рабочих, служащих, колхозников. 

В 1973 г. на базе МСС при Статистическом управлении Орловской области создан Вычислительный центр (ВЦ СУ Орловской области). С 1973 по 1976 г. на базе инспектур госстатистики и районных и городских МСС организовано 19 районных и городских информационно-вычислительных станций (ИВЦ), ставших составной частью автоматизированной системы государственной статистики. ВЦ СУ Орловской области выполнял вычислительные работы для всех отделов (секторов) управления и других предприятий и организаций, занимался разработкой алгоритмов, составлением и внедрением программ обработки статистических и учетно-экономических задач на ЭВМ. В конце 1970-х годов вычислительная система Статистического управления насчитывала более 700 рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

С 1958 по 1968 г. Статистическое управление Орловской области возглавлял А. В. Скворцов (1921–1975). С 1968 по 1978 г. начальником Статуправления была К. В. Бакина (1922–2014). С 1978 по 2003 г. во главе статистической службы Орловской области стоял В. Д. Молоканов (р. 1936). 

В 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране», в котором констатировалось, что существующая система статистики «не обеспечивала в полной мере потребности руководства экономикой на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях управления в надежной, своевременной, глубоко аналитической информации». В постановлении отмечалось отставание статистики по социальным и региональным вопросам, применяемые методы социологических исследований были названы несовершенными. Кроме того, признавалось, что не обеспечивается «достаточная статистическая информация населения», не получили должного развития международные статистические сопоставления, вследствие «установления необоснованных ограничений при публикации статистических материалов заметно ухудшилось информирование общественности … сузились возможности обществоведческих исследований».

Дальнейшее развитие советской статистики должен был обеспечить Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР) и реорганизованная сеть статистических управлений и вычислительных центров. В 1987 г. Статуправление и ВЦ СУ Орловской области преобразованы в Орловское областное управление статистики, вошедшее вместе с городскими и районными отделами статистики в единую систему Госкомстата СССР.

В соответствии с новыми требованиями, поставленными перед органами статистики, в этот период предпринимались меры по упорядочению отчетности и усилению её достоверности, развивалась социальная статистика, происходило усиление аналитических функций статистики. Статистика стала более открытой, серьезное внимание уделялось расширению взаимодействия со средствами массовой информации.

Орловская служба госстатистики в период социально-экономических преобразований. Орелстат сегодня

После распада СССР и образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны стал Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Организационные преобразования затронули и статистические органы субъектов Российской Федерации. На основании Приказа Госкомстата РФ от 16 сентября 1994 г. № 164 Орловское областное управление статистики было преобразовано в Орловский областной комитет государственной статистики.

В последнее десятилетие XX века развитие государственной статистики происходило в условиях политических, социально-экономических преобразований. Для решения первоочередных задач государственной статистики, призванной обеспечить органы власти и управления, научную общественность полноценной статистической информацией, характеризующей социально-экономическую ситуацию, рынок труда, товаров, финансовый рынок, требовались новые формы и методы организации работы.

Изменения произошли во всех наиболее значимых элементах государственной статистики: методологии, технологии, нормативно-правовой базе, пересмотрены сложившиеся в условиях плановой экономики принципы учета и статистики, существенно изменилась система статистических показателей.

Системное реформирование российской государственной статистики началось в процессе реализации «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики», утвержденной постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121.

В переходный период, сопровождавшийся гиперинфляцией, труднопредсказуемыми процессами в ценообразовании, были заложены организационно-методические основы статистики цен (тарифов), характеризующей их уровень и динамику в промышленных, сельскохозяйственных, строительных организациях, в сфере услуг, торговле, транспорте и связи, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическим лицам. Сложилась новая система показателей статистики труда, занятости, сформировались основные социальные показатели, характеризующие уровень жизни, социальную защиту населения. Был налажен сбор информации о просроченной задолженности организаций перед работниками по выплате заработной платы от организаций всех форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства. С 1993 г. расчеты динамики промышленного производства велись на основе использования индексных методов.

В это время возросло значение комбинированных методов статистических наблюдений. Для восполнения данных по юридическим и физическим лицам, не подлежащим сплошному наблюдению, широко применялась практика выборочных обследований, опросы населения, использование данных из административных источников и т. д.

Преобразования продолжились в ходе осуществления Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997–2000 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г № 1410. В эти годы проводилось дальнейшее внедрение методов учета, классификаций, показателей, используемых в мировой статистической практике, совершенствовалась система индикаторов социального развития общества, развивались методы проведения обследований семейных бюджетов, вводилась практика социально-экономических мониторингов, осуществлялось техническое и программно-технологическое переоснащение, развивались телекоммуникационное обеспечение передачи статистических данных.

Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 августа 2004 г. № 118 Орловский областной комитет государственной статистики преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (Орелстат).

В апреле 2003 г. на должность председателя Орловского областного комитета государственной статистики назначена Тамара Петровна Устинова. С сентября 2004 г. она является руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.

Важным событием для органов государственной статистики явилось принятие Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», целью которого стало создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Принятие закона позволило значительно укрепить статус российской статистики, обеспечило правовой статус принципов её функционирования, определило субъекты статистического учета.

Орелстат осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Орловской области», утвержденным приказом Росстата от 11 января 2010 г. № 50. Важнейшие полномочия Орелстата в установленной сфере деятельности:

- обеспечение выполнения Федерального плана статистических работ и Годового производственного плана работ Росстата;

- предоставление официальной статистической информации по Орловской области органам государственной власти Орловской области, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам;

- осуществление сбора первичных статистических данных, а также административных данных в ходе проведения федеральных статистических наблюдений, их обработка для формирования и предоставления Росстату официальной статистической информации по Орловской области.

В целях коллегиального рассмотрения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности Орелстата в соответствии с пунктом 6.4. данного Положения, образована Коллегия, в состав которой входят руководитель Орелстата – председатель Коллегии, введенные в состав Коллегии приказом Орелстата члены Коллегии – заместители руководителя Орелстата, руководители структурных подразделений Орелстата.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы государственной статистики при осуществлении полномочий по предоставлению официальной статистической информации регулирует «Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции «Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям».

Успешно завершилось исполнение Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595, целью которой являлось обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

С 2013 по 2020 г. основным инструментом претворения в жизнь задач Росстата является подпрограмма «Формирование официальной статистической информации» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

- обеспечение формирования и предоставления официальной статистической информации в полном объеме, предусмотренном Федеральным планом статистических работ;

- обеспечение открытости и доступности статистической информации и методологии ее формирования;


- снижение нагрузки на респондентов;

- разработка базовых таблиц «затраты-выпуск»;

- формирование показателей, включенных в мониторинг для эффективности оценки деятельности субъектов бюджетного планирования;

- создание необходимого информационного массива для реализации положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- официальное опубликование и распространение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года;

- подведение и опубликование итогов выборочного статистического наблюдения «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года»;

- получение расширенной статистической информации, характеризующей сельскохозяйственную деятельность, по широкому перечню категорий сельскохозяйственных производителей на основе итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года;

- подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года (включая проведение в 2018 году пробной переписи населения);

- обеспечение полного набора индикаторов, формируемых по итогам выборочных наблюдений домашних хозяйств (населения) по социально-демографическим проблемам и характеризующих ход реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетных национальных проектов (увеличение в 2,6 раза);

- прирост объема информации в системе открытого доступа на сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обеспечивая количественный и содержательный рост объемов статистической информации, Орелстат ежегодно выпускает свыше 55 статистических сборников, в том числе и комплексных (статежегодники «Орловская область», «Орловская область в цифрах», «Социально-экономическое положение районов Орловской области»). Доклады, аналитические записки, как комплексные, так и по актуальным вопросам развития отдельных видов экономической деятельности, статистические бюллетени, экспресс-информации, пресс-выпуски доступны потребителям как в печатном, так и в электронном виде.

Широкий круг пользователей может найти ответы на многие вопросы о населении, его занятости и уровне благосостояния, о производстве в различных секторах экономики, о финансовом состоянии организаций, инвестициях, ценах и тарифах, о развитии малого предпринимательства, об охране окружающей среды, о развитии науки, состоянии социальной сферы. Данные показатели дают возможность оценить условия жизни населения Орловской области, создают информационную основу для глубокого изучения социально-экономического положения различных категорий, слоев и групп населения.

В наши дни все больше внимания уделяется расширению информационной доступности, увеличению круга пользователей статистической информации. Ведется работа, направленная на повышение статистической грамотности населения. С этой целью руководство и сотрудники Орелстата выступают с лекциями в учебных заведениях, руководство участвует в теле- и радиопрограммах. Регулярно средствам массовой информации направляется для опубликования оперативная информация о социально-экономическом положении области, муниципальных районов, городов, о состоянии отдельных видов деятельности. По инициативе Орелстата школьники России включились в Международные конкурсы статистических постеров.

Имена тех, кто внес вклад в становление и развитие государственной статистики на Орловщине, занесены в Книгу Почета Орелстата. За вклад в развитие государственной статистики, долголетний добросовестный труд многие работники удостоены государственных и ведомственных наград. Руководитель Орелстата Т.П. Устинова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 статистика Орловской области имеют высшую ведомственную награду – нагрудный знак «Отличник статистики». Ведомственными медалями Федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» награждены 77 сотрудников Орелстата, «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года – 76 сотрудников.

На всех этапах истории статистики достойно справлялись с поставленными задачами. Высокая исполнительская дисциплина, профессионализм, активная жизненная позиция, надежный кадровый потенциал, богатое историческое прошлое, уважение к традициям – все это является прочным основанием для надежной работы и дальнейшего развития.

Хронология развития Орловской службы государственной статистики (1835-2015)

История органов госстатистики Орловского края в документах и публикациях. Презентация